Как нам врут риелторы, строители, ремонтники и дизайнеры!
Всевозможные операции с недвижимостью - покупка, продажа, сдача в наем
и обустройство жилья - идеальное поле для обмана. "Деньги" выяснили,
как не стать жертвой недобросовестных риелторов, строителей и дизайнеров
"Уговаривайте меня!" "Квартира
в пяти минутах ходьбы от метро с хорошим ремонтом и мебелью. Недорого",
- довольно часто можно услышать от риелтора, подыскивающего по запросу
клиента квартиру для съема. Следующей фразой обычно подчеркивается, что
ныне от желающих снять жилье в том районе ну просто нет отбоя, потому
раздумывать долго не стоит, как, впрочем, и торговаться. При выезде на
объект оказывается, что не то что идти, а ехать до квартирки намного
дольше обещанных пяти минут, хороший ремонт был таковым лет десять
назад, а мебель чудом не порублена на дрова еще во времена гражданской
войны. Видя разочарование клиента, брокер "включает" свое обаяние и
все-таки пытается сдать квартиру -- он даже готов помочь поторговаться
с хозяевами. Это, пожалуй, самый распространенный и безобидный обман. И
у клиента есть выбор: "вестись" на него или нет. Еще более
распространенный способ поведения - получив запрос на съем квартиры,
маклер бурно заверяет клиента, что он и только он сможет найти и вот
уже начал искать жилье. Чистые враки! Как правило, никто квартиру не
ищет - маклер лениво просматривает базу и вытаскивает из нее нечто хотя
бы слегка соответствующее требованиям будущего арендатора. Выход? А
раскидать свой запрос минимум по трем-четырем маклерам - пусть
соревнуются! Разумеется, сообщать им об этом не обязательно --
потребитель имеет право сравнивать предложения и не должен работать
только с кем-то одним. "На какую сумму вы рассчитываете?" -
любимый вопрос маклера к будущему арендатору. Отвечать на него
категорически не рекомендуется. Понятно почему: маклер, который
получает комиссионные, прямо пропорциональные месячной плате за
квартиру, абсолютно не заинтересован в экономии клиентских денег. "Недвижимые" обманщики Гораздо
сложнее, если сотрудник агентства недвижимости или частный брокер при
продаже жилья утаивает от покупателя какие-то данные о квартире,
например, право собственности, или же берется поспособствовать в
оформлении кредита на квартиру, за которую внесен залог, и ничего не
делает. Например, журналист Елена, покупая квартиру в кредит, поверила
риелтору, который пообещал, что у него в банковском отделении "все
схвачено" и кредит выдадут чуть ли не через два дня после
предоставления документов. Но, увы, поданные документы в "своем"
отделении банка рассматривали около месяца, а сроки договор залога
истекали, что было чревато для Елены лишением суммы залога. В
результате, так и не дождавшись никаких результатов от банка, она
оформила кредит в другом финансовом учреждении, куда обратилась уже без
помощи риелтора. С не менее неприятным вариантом столкнулась
сотрудница консалтинговой компании Александра. Собравшись покупать
квартиру, девушка обратилась в агентство, руководителя которого знала
лично. Менеджер, который работал с Александрой, зная о ее знакомстве с
боссом, дружелюбно показывал ей разные квартиры, однако каждый раз
"по-дружески" отговаривал от покупки: то сантехнику "замучаешься
менять", то стены придется утеплять, то подъезд ужасный, то продавцы
слишком много хотят. Стоит ли говорить, что дело было летом 2005 года,
когда цены росли как на дрожжах, и риелтор, затягивая покупку, просто
хотел увеличить свои комиссионные? В конце концов раздосадованная
девушка отказалась от услуг этого агентства. Может ей и повезло:
некоторые брокеры обожают показать четыре-пять вариантов, которые
совсем не устраивают покупателя. С тем чтобы только пятый или шестой по
счету (о счастье!) соответствовал запросу хотя бы наполовину.
Счастливый претендент на квартиру хватается за соломинку и в
благодарности (святая простота) кланяется в пояс брокеру, доставая
кошелек. А должен бы вытолкать брокера взашей. Вице-президент
Союза специалистов по недвижимости Украины Игорь Однопозов рассказал
"Деньгам", что все риелторы работают по определенной технологии.
Продавцу они обещают продать объект подороже, покупателю же, наоборот,
- найти подешевле. "С профессиональной точки зрения помочь подешевле
купить и подороже продать - вполне нормально. Но это не совсем
правильно с этической точки зрения", - считает г-н Однопозов. В этом
случае винить риелтора в обмане нечего, ведь он работает на интересы
клиента. Другое дело, что денежное вознаграждение за осуществленную
сделку риелтору платит только одна из сторон, причем обычно гонорар
составляет 2,5-5% рыночной стоимости объекта. В Украине
закрепилась такая практика, что за все платит покупатель. Даже если на
объект он вышел случайно, скажем, увидел объявление в газете, а не
заключил с агентством договор на предоставление услуг. Теоретически, в
этом случае услуги агентства должен оплачивать продавец. "В идеале,
платить должен тот, кто заказывает услуги", - подчеркивает г-н
Однопозов. Но на деле - все по-прежнему. По его словам, риелторы
обманывают, скрывая от клиента какие-то факты, касающиеся объектов,
прав на них или сделки в целом. Обычно утаивание информации вызвано
опасениями риелтора, что сделка сорвется. "Но, как показывает практика,
находят своих владельцев и малопривлекательные объекты, главное - цена
вопроса", - отмечает Игорь Однопозов. Так что же делать, чтобы не
быть обманутым? Совет простой: обязательно заключить с агентством
недвижимости письменный договор. "Причем в договоре очень подробно
прописать те обязательства риелтора, которые он должен выполнить", -
рекомендует г-н Однопозов.
Стройные лжецы Стройные - это
те, кто работает на стройке. Точнее те, кто имеет отношение к
обустройству жилья добропорядочных граждан. Когда жилье куплено, его
необходимо привести в порядок. Поэтому речь пойдет о прорабах и
дизайнерах интерьеров. Милые, иногда даже улыбчивые и услужливые, они
медленно (а иногда очень быстро - разное случается), но уверенно,
вытягивают деньги из тех, кто решил навести красоту в своем жилище. "Сначала
мне очень понравилась наш дизайнер Аня - сама очень хорошенькая, и
работы у нее неплохие. Вот и доверила ей свою квартиру. Но выяснилось,
что первое впечатление обманчиво", -- делится Тамара Гуральчук,
директор компании по конференц-сервису. Тамара рассказывает, что
все началось с плитки для ванной комнаты и кухни. "Она повела меня не в
строительный гипермаркет, а в конкретный маленький магазинчик в центре
города, где плитка, конечно, стоила намного дороже", - уточняет г-жа
Гуральчук. Поговорив с продавцом этого магазинчика по душам, Тамара
выяснила, что ее дизайнер имеет договоренность с магазином о том, что
будет приводить клиентов и получать проценты от продаж. "И она уверяла,
что именно эта плитка подойдет под интерьер нашей квартиры!" -
возмущается заказчица. Но это еще не вся история. В конечном варианте
проекта интерьера, красивом и цветном, Аня даже расписала, где Тамара
должна покупать люстры. Причем придумала такие модели, которые есть
только в одном магазине. "Прямо в проекте был указан телефон и адрес
этого магазина. Стоимость люстр там стартовала с $1,2 тыс. Естественно,
я отказалась - их по всей квартире предполагалось восемь штук", --
рассказывает Тамара Гуральчук. Совет здесь только один: не стоит
всецело полагаться на советы дизайнера, особенно в выборе мебели и
аксессуаров для жилища. Кроме того, следует требовать от него несколько
вариантов мягких уголков, тумбочек, шкафчиков и тому подобного. А также
не стесняться настаивать на своем выборе. Любимая "фишка" прорабов
-- записывать в смету дополнительные краски, кирпич, штукатурные смеси
и тому подобное. Некоторые, выдумывая разные истории, даже не считают
нужным предоставлять эту смету заказчику. "Первый раз прораб взял $5
тыс. под предлогом того, что ему нужно закупить такие-то
стройматериалы. Через две недели я подъехала посмотреть, как же все
продвигается, но ни стройматериалов, ни проделанной работы я не
увидела. Когда я попросила счет, он начал рассказывать, что все
покупает на "черном" рынке, где чеков никто не выдает. При этом уверял,
что там все намного дешевле", - рассказывает Виктория, директор
полиграфической компании. Через неделю ремонт начал продвигаться, но
очень медленно. "Спустя месяц он взял еще $5 тыс. и непонятно на что их
потратил - закупил явно меньше, чем обещал. И опять без чеков! Пришлось
распрощаться с этим человеком. Но деньги вернуть так и не удалось", -
резюмирует Виктория. Одним словом, прорабам верить нельзя!
Особенно тем, которые "покупают все на рынке". Во-первых, нужно
требовать чеки. Во-вторых, контролировать покупки, вплоть до каждого
выключателя, и цены - путем изучения строительных прайс-листов. Благо
они доступны и в Интернете.